?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Пикирующий «Татарстан»
июль 2011
irek_murtazin

История авиакомпании «Татарстан» — это извилистая дорога с предрешенным финалом. Катастрофа, произошедшая в 19 часов 26 минут 17 ноября 2013 года, могла произойти когда угодно

РИА Новости

ОАО «Авиакомпания «Татарстан» зарегистрировано в 1999 году. Предприятие было создано на базе казанских и нижнекамского авиаотрядов «Аэрофлота». Компании был передан внушительный парк самолетов — Ту-154М, Як-42Д и Ту-134. Единственным учредителей акционерного общества было Госкомимущество Татарстана. В 2003 году акции авиакомпании передали ОАО «Связьинвестнефтехим», созданного для управления государственными активами.*

Патронируемая руководством Татарстана, до середины двухтысячных авиакомпания была одной из самых успешных региональных авиакомпаний России. Но фактически это была эксплуатация ресурсных возможностей, заложенных еще во времена СССР. Вкладываться в развитие компании, в замену устаревающей авиатехники на более современные и экономичные самолеты руководство республики не торопилось и искало «стратегического инвестора», который возьмет на себя бремя финансовых вливаний.

В 2008 году «стратегический инвестор» нашелся. Им стала болгарская компания «Химимпорт», которая выкупила половину акций аэропорта «Казань» и авиакомпании «Татарстан».

Болгары рассматривали авиакомпанию в первую очередь как бизнес-предприятие, основная задача которой — зарабатывать деньги. Эта стратегия стала причиной серьезного конфликта генерального директора «Татарстана» Газинура Хайруллина с руководством «стратегического инвестора».

Хайруллин был плохим бизнесменом. В прошлом классный военный летчик, Герой России, он считал приоритетным направлением безопасность полетов и подготовку пилотов. Не жалел денег на обучение летчиков в центрах подготовки Европы, США и Канады. Болгарским консультантам это не нравилось, конфликт обострялся. Весной 2009 года Хайруллин покинул должность гендиректора.

Тогда же, в марте 2009 года профсоюз авиакомпании обратился с открытым письмом к тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, в котором, в частности, писал: «…в авиакомпании «Татарстан» появились консультанты «Булгариан авиейшн групп», целью работы которых была оптимизация деятельности и выход на безубыточную работу. К сожалению, этого не происходит <…>, по сравнению с тем же периодом прошлого года убытки компании выросли в три раза. Одним из главных источников финансовых проблем экономисты компании называют необходимость производить лизинговые отчисления за взятые у болгарской компании «Химимпорт» самолеты «Боинг-737». По условиям договора, плата составляет порядка $150—160 тыс. в месяц и порядка $100 тыс. за запчасти. То есть для того, чтобы самолет не приносил убытков компании, он должен летать с пассажирами не менее 250 часов в месяц. Однако средний налет каждого самолета (на сегодняшний день их три) составляет не более 120 часов. Кроме того, эти самолеты достаточно старые (19 лет, 19 лет, 15 лет) и значительное количество времени проводят в ремонте…»

Уже тогда, четыре года назад, профсоюз авиакомпании бил в набат: «…Практически все рейсы являются убыточными. Компания совершенно не вкладывает деньги в поддержание летной годности отечественной техники, большая часть которой в ближайшее время будет вынуждена встать на прикол».

Руководство республики не услышало профсоюз авиакомпании. Опытные пилоты начали массово увольняться. На предприятии началась чехарда с генеральными директорами. Но с каждым новым руководителем положение авиакомпании только ухудшалось.

Приближалась Универсиада-2013. Чтобы обеспечить прием гостей и участников спортивного форума, необходимо было серьезно вложиться в модернизацию аэропорта «Казань». Но «стратегический инвестор» раскошеливаться отказался, а начал выкручивать руки, предлагая оформить кредиты. Причем на своих условиях и в своих «дружеских» банках. Не договорились. С 2011 года руководство Татарстана пыталось убедить болгар продать акции аэропорта «Казань». Болгары оказались неуступчивыми. И согласились на сделку лишь при условии заключения связанного договора об одновременном выкупе акций авиакомпании «Татарстан». Пришлось наскребать деньги. Не на закупку авиатехники и подготовку пилотов, а на выкуп акций предприятия.

К концу 2011 года авиакомпания была в предбанкротном состоянии, долги перевалили за астрономическую для регионального перевозчика сумму в 1,5 миллиарда рублей. Тогда же было принято решение объединить авиакомпании «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», которая также контролировалась руководством республики. Но объединение затянулось и до сих пор не завершено.

Процесс объединения должен был провести 34-летний Аксан Гиниятуллин, 22 декабря 2011 года назначенный генеральным директором авиапредприятия. Примечательно, что в 2012 году, в апрельском номере специализированного журнала, выпускающегося для пассажиров авиакомпании, Гиниятуллин признался: «Ранее я занимал должность заместителя генерального директора авиакомпании «Ак Барс Аэро» и сохранил за собой этот пост при переходе в авиакомпанию «Татарстан». То есть Гиниатуллин работал в «Татарстане» по совместительству, и еще надо разобраться, какая из компаний была для него приоритетной.

За неполных два года работы Гиниятуллина авиакомпания «Татарстан» окончательно ушла в штопор. Свои пилоты продолжали покидать авиакомпанию, молодые предпочитали устраиваться на работу в авиакомпании с более приличной репутацией. Хотя справедливости ради надо сказать, что распространившаяся информация, что средняя зарплата летного состава «Татарстана» 20 тысяч рублей, — это миф.

Арбитражный суд Татарстана в прошлом году рассматривал иск профсоюза авиакомпании к руководству, «забывающему» отчислять 1% от зарплат ста пятидесяти членов профсоюза (пилотов среди них немного, в основном это работники наземных служб и бортпроводники). За полгода набежал долг в 876 тысяч рублей. Не трудно посчитать, что за 6 месяцев фонд зарплаты 150 членов профсоюза составил 87,5 млн рублей, то есть средняя ежемесячная зарплата членов профсоюза — около 100 тысяч в месяц, при этом заплата летчиков сопоставима с зарплатами в крупных авиакомпаниях.

Летчики признаются, что не шли в компанию по другим причинам. В первую очередь из-за авиапарка с сомнительными летными качествами.

Из-за катастрофического кадрового голода на предприятии уговаривали переучиваться в пилоты штурманов и бортинженеров. Именно так получили допуски к пилотированию члены экипажа злополучного «Боинга», совершавшего рейс из Москвы в Казань 17 ноября. Командир воздушного судна Рустам Салихов до 2012 года летал штурманом, переучился в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации, а переподготовку на «Боинг» прошел в тренажерном центре авиакомпании S7. В 2012-м ввелся во вторые пилоты, в мае 2013-го — в командиры.

Второй пилот, Виктор Гуцул, до 2012 года летал бортинженером.

Оба, Рустам и Виктор, стали пилотами уже после выхода на пенсию, наработав стаж, летая в качестве штурмана и бортинженера. Им было по 47 лет.

В 2010 году у летчиков была отменена «классность». Раньше перевозить пассажиров могли только пилоты класса А с налетом не менее 4 тысяч часов. И у Салихова, и у Гуцула летный стаж в качестве пилотов был около половины этой нормы. И не их вина, что они оказались за штурвалом «Боинга» 17 ноября. Это их трагедия. И трагедия пассажиров. И их родных и близких. У которых сегодня нет возможности даже похоронить погибших по христинским и мусульманским традициям. После падения, взрыва и шестичасового пожара очень трудно будет даже опознать погибших.

Причины взрыва и пожара, как ни покажется странным, есть следствие финансовой несостоятельности авиакомпании «Татарстан». На сегодня долги предприятия выросли до 2,8 миллиарда рублей. Из них 450 миллионов авиакомпания должна международному аэропорту «Казань». Именно из-за огромных долгов аэропорт «Казань» перестал заправлять самолеты авиакомпании «Татарстан». Поэтому все борты, летавшие, к примеру, в Москву, заправлялись именно в столице. Причем заливали в баки столько топлива, чтобы хватило и на обратный рейс. В момент авиакатастрофы 17 ноября в баках злополучного «Боинга» было около девяти тонн топлива.

ПОД ТЕКСТ

17 ноября из Москвы в Казань должен был лететь самолет Bombardier CRJ («Татарстан» арендует его у «Ак Барс Аэро). «Боинг», с утра слетавший из Казани в Ереван и обратно и тут же вылетевший в Москву, должен был до утра «отстояться» в аэропорту Домодедово. Но незадолго до вылета выяснилось, что на рейс зарегистрировались двое пассажиров бизнес-класса. А 50-местный Bombardier CRJ не оборудован салоном бизнес-класса. Узнав, что в Казань летят сын президента Татарстана и руководитель татарстанского управления ФСБ, руководство авиакомпании «Татарстан» экстренно заменило Bombardier CRJ на «Боинг».

*Холдингу принадлежали госпакеты акций 18 крупнейших предприятий Татарстана. К примеру, 27,71% банка «Ак Барс», 33,6% «Татнефти», 49,22% Казанского моторостроительного производственного объединения, 26,64% ОАО «Казаньоргсинтез», 25,21% ОАО «Нижнекамскнефтехим», 87,21% ОАО «Таттелеком», 100% ОАО «Татэнерго» и др.

ИСТОЧНИК


promo irek_murtazin july 28, 2014 17:01 317
Buy for 5 000 tokens
Амнистий больше не будет. Почему не будет, написал вот здесь... Но если кто считает, что его забанили по ошибке, или, он погорячился в пылу разговора, использовав мат, можно написать в мой резервный журнал murtazin2011, где я завел специальный пост… Если доводы покажутся мне вескими,…

(Deleted comment)
честно говоря вообще не вижу чувства юмора. Боинг должен был лететь в Сочи. Поменяли. Бомбардиер полетел в Сочи. Так что пассажиры, которые 17-го вечером летели из Москвы в Сочи, могут праздновать свой второй день рождения

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
Не уверен. (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Сами себя высекли, скажем прямо.

Главное это конечно бизнес-классом летать...

не думаю, что это была инициатива пассажиров. Скорей всего "Татарстане" решили подсуетиться и поменяли самолеты. Боинг полетел в Казань. А должен бы чуть позже - в Сочи

(no subject) (Anonymous) Expand

Как всегда причина - жадность.

До сих пор они думали, что от воровства страдают "овощи", то есть мы с вами, и на нашей безопасности можно спокойно пилить деньги. А выяснилось, что и овощи и НЕ овощи ходят и летают под одним богом.. А про наличие бизнес-класса в таком старье я вообще промолчу.

про "овощей" они, думаю, вообще не думали

Адская печь. 9 тонн топлива.

ВИП-пассажиров ждали личные шофёры?

И ещё. Никто не пишет, но почему при такой погоде и таком боковом ветре именно в этом аэропорту надо было приземляться? Почему не полетели в другой? ВИП-пассажиров ждали личные шофёры?

Re: ВИП-пассажиров ждали личные шофёры?

Лететь на другой аэродром диспетчер им вроде как и не предлагал. В общем-то самолёты и при такой погоде садятся.

Интервью с диспетчером: http://aviaforum.ru/showpost.php?p=1441774&postcount=138

Боинг разбившийся в Казани- как кусочек разбившегося зеркала, А зеркало называется Российская Федерация

+100

Edited at 2013-11-19 02:00 pm (UTC)

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Мдя... Нечего сказать, услужили так услужили! :(

Когда именно человеческая ошибка приведёт к катастрофе, предсказать сложно. Но экономическая система, сложившаяся в России, делает такого рода ошибки неизбежными. Увы.

(Deleted comment)
(Deleted comment)

>Bombardier на «Боинг»<

От пилотов и пассажиров бизнес-класса не будет и фрагментов, однако.

Re: >Bombardier на «Боинг»<

Фрагментов собрали штук 500, какие кому принадлежат -- будут выяснять с помощью генетической экспертизы.

Краткое содержание поста: сумасшедшие пилоты-камикадзе отправились в последний полет, прихватив полсотни пассажиров. Во всем виноваты жадные болгары.

А может те, кто их в инвесторы к себе на халяву пригласил, раскрыв ротик на чужое бабло, вместо того, чтобы самому больше вкладываться, а не распилами заниматься в собственный карман?

http://911tm.9bb.ru/viewtopic.php?id=115

вряд ли... Иначе в воздухе бы взорвался

(no subject) (Anonymous) Expand
Вполне. (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Тушки в лизинг, думаю, были не дороже...

Ирек, поправьте- аэропорт Казань не занимается заправкой ВС
Этим занимается дочка Татнефти
С вами что-то случилось? Вы хуйней непроверенной аргументировать начали.

какая разница, что Казань-аэропорт, что дочка Татнефти - один хрен! - Одна "мафия"! Все ниточки тянутся в Рим!
А вы всё в разные фантики продолжаете играть, как малое дитя, разбирая их по цвету - изготовлены то на одной бумажно-картонной фабрике?

В том то и дело много и для самолета и для людей