Владимир Путин: количество уроков национального языка в школах растет за счет уроков русского.
С призывом «Спасите русский язык и межнациональное согласие в национальных республиках России!» обратились к Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, Валентине Матвиенко и другим федеральным политикам в мае русские активисты из Татарстана, Башкирии, Бурятии и Республики Коми. И 19 мая на совместном заседании президентских советов по межнациональным отношениям и по русскому языку Путин им фактически ответил...
«Как вы думаете, чем отличается ученик третьего класса села Покровка Спасского района Татарстана от ученика третьего же класса села Покровка Борского района Самарской области? Тем, что учащийся села Покровка в Татарстане не имеет права обучаться в своей русскоязычной школе по учебному плану для школ с русским родным языком обучения. Здесь русский и литература изучаются лишь 5 часов в неделю, а не 9, как в Самарской области. И он не может отказаться от изучения татарского языка, который ему никогда не пригодится... Можно ли сказать, что гражданин РФ, которого законодательно принудили изучать некий неродной и не полезный ему язык, сократив при этом часы на изучение его родного и одновременно очень нужного в жизни языка, проникнется уважением и любовью к этому некоему языку, а также к его носителям? Нет и нет».
На таком примере авторы обращения (подписанного от Татарстана председателем Общества русской культуры РТ Михаилом Щегловым, сопредседателем многонационального движения РТ «Согласие» Владимиром Беляевым и писателем Львом Кожевниковым) продемонстрировали языковой перекос в школьных программах «национальных» регионов.
Во вторник на заседании в Московском Кремле наличие такого перекоса отметила Людмила Вербицкая - бывший ректор путинской альма-матер (Санкт-Петербургского университета), а ныне президент Российской академии образования: «Я недавно была в Башкирии и слышала жалобы преподавателей, что число часов на национальный язык иногда за счет русского языка достигается». И сообщила, что «теперь, благодаря нашему министерству образования, будет четко закреплено число часов на русский язык». Каким образом произойдет это закрепление, она не уточнила.
Впрочем, председатель совета Федеральной национально-культурной автономии татар, депутат Госдумы РФ от «Единой России» Ильдар Гильмутдинов возразил на все подобные утверждения разом: «Я некоторым нашим оппонентам, которые говорят о том, что за счет русского языка изучаются родные языки, это неправильно!». (Дословная цитата из стенограммы заседания, размещенной на сайте президента России).
«Поскольку русский язык входит в общее понятие «филология», когда количество часов национальных языков увеличивается, это делают, как правило, за счет сокращения часов по русскому языку, вот в чем проблема», - согласился Владимир Путин скорее с авторами челобитной и президентом РАО, чем с г-ном Гильмутдиновым. Но способ решения этой проблемы обозначил такой («подумать, как выравнивать подобные вещи без ущерба и для русского, и для национальных языков народов Российской Федерации»), что за время ее решения пресловутые третьеклассники села Покровка поведут в школу уже своих детей.
отсюда
Самое парадоксальное в этой истории с увеличением количества уроков татарского языка в том, что толку от этого практически никакого. И даже наоборот, чем больше уроков татарского, тем меньше у татарских детей желания говорить на татарском. Когда моя дочка пошла в школу, она свободно говорила на родном языке. Это при том, что до семи лет прожила в Вильнюсе и Вологде. И в школу пошла через несколько недель после переезда из Вологды в Казань (в 1995 году в школу №122 Казани). За время учебы в школе, когда практически каждый день были уроки татарского, у дочери полностью атрофировалось тяга к родному языку. И сегодня она хоть и знает татарский, но говорит на нем крайне редко (разве что с бабушкой...).
Journal information