Сирийская авиабаза Хмеймим — это не только пункт базирования ВКС России: истребителей, бомбардировщиков, боевых вертолетов, беспилотников… С взлетных полос авиабазы сегодня регулярно поднимаются в воздух самолеты Ил‑76 военно-транспортной авиации ВВС Сирии с гуманитарным грузом на борту. Они берут курс в районы, окруженные террористами.
В тот день, когда группа российских и иностранных журналистов прилетела в Сирию, российские военнослужащие приданных подразделений загружали сирийский транспортник комплектами сухих пайков: четыре поддона, по пять тонн каждая. Позже мы узнали, что самолет взял курс на Дейр-эз-Зор. Он благополучно доставил груз в осажденный город, несмотря на то что выброска была осуществлена с высоты около 3 тысяч метров. Опускаться ниже нельзя: у боевиков есть оружие, способное сбить самолет, летящий на высоте ниже 3 тысяч. Возможно, что это только совпадение, но именно в день выброски гуманитарки в Дейр-эз-Зор официальный представитель генсека ООН Фархан Хака распространил сообщение о том, что гумконвою ООН не удается пробиться туда, «где около 200 тысяч жителей остаются в осаде». Вообще-то население этого города в 2010 году составляло около 150 тысяч человек, но с началом гражданской войны многие покинули город, несколько раз переходивший из рук в руки, пока его не заняли правительственные войска.
Гостиница AFAMIA стоит на мысе, на берегу Средиземного моря: с трех сторон — водная гладь, с четвертой — блокпост сирийских военных. Нам категорически порекомендовали не выходить за пределы гостиницы. Но рекомендация — не запрет. И, когда в гостиницу приехал знакомый мне офицер сирийской военной разведки, мы поехали в город. В кафе к нам присоединился офицер штаба ПВО Сирии, который, как и военный разведчик, оказался выпускником российского военного вуза.
Услышанное в ту ночь я до сих пытаюсь проанализировать. Хотя, признаться, многое перепроверить просто невозможно. Например, рассказ о заброске оружия в Сирию осенью 2014 года самолетами ВВС США. Потому я решил воспроизвести версию офицера ПВО Сирии полностью, лишь сократив технические детали.
— С сентября 2014 года, когда началась военная операция ВВС США и других стран антиигиловской коалиции, средства радиотехнической разведки войск ПВО Сирии начали фиксировать скопление самолетов тактической авиации (СТА) на северо-востоке страны. Бывали дни, когда на радарах одновременно появлялось до пятидесяти бомбардировщиков и истребителей.
В октябре-ноябре радары зафиксировали, что вместе со СТА в воздушное пространство страны начали залетать и самолеты-заправщики. От восьми до пятнадцати единиц техники одновременно, что неоправданно много, потому что один воздушный танкер может пополнить горючим 5—6 самолетов.
Заправщики «становились на круг» где-то в середине треугольника между городами Ракка — Дейр-эз-Зор — Эль-Хасака. Но к большинству из них самолеты СТА вообще не подлетали. Дежурные офицеры фиксировали, что некоторые заправщики исчезали с радаров — не одномоментно, а по одному: то один исчезнет, а минут через десять возвращается и снова «встает на круг», то второй, третий.
Мы поняли, что заправщики исчезают с радара, потому что снижаются на высоту до тысячи метров. А это очень опасно — на такой высоте самолет можно сбить даже не из ПЗРК, а из зенитного пулемета.
Мы связались с генералом Иссамом Захреддином, командиром 104-й воздушно-десантной бригады республиканской гвардии, которая в начале 2014 года была переброшена в Дейр-эз-Зор и вместе с другими подразделениями сирийской армии удерживает город, окруженный боевиками ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. — Ред.).
Генералу Захреддину поручили выслать разведгруппу в район постоянного скопления СТА антиигиловской коалиции. Разведчикам запретили вступать в боестолкновения, им была поставлена задача переправиться на левый берег Евфрата (Дейр-эз-Зор расположен на правом берегу реки), совершить пеший стокилометровый марш, скрытно занять позицию в указанном квадрате, замаскироваться и путем визуального наблюдения установить, почему дозаправщики коалиции опускаются на высоту ниже тысячи метров.
Разведчики 104-й бригады вернулись только через неделю. Потому что самолеты появились, лишь когда терпение уже практически иссякло, на исходе была и вода (сухпай кончился и того раньше). Каково же было удивление разведчиков, когда они увидели, что самолеты, снижающиеся на высоту поражения даже из зенитного оружия, оказались не заправщиками, а транспортниками, с бортов которых на территорию, контролируемую антиправительственными силами, сбрасывались контейнеры с оружием и боеприпасами.
Едва самолет начинал набирать высоту, к месту приземления груза тут же подъезжали пикапы и грузовики, оборудованные подъемными кранами.
— Выходит, что коалиция еще осенью 2014 года снабжала оружием оппозицию? — прерываю вопросом офицера. — Но если у вас уже тогда была такая информация, почему вы не обнародовали ее?
— Тогда мы точно не знали, кому досталось это оружие. Выброска оружия проводилась на левом берегу Евфрата. Эти территории формально никем не контролировались, потому что были своего рода «нейтралкой» между ИГИЛ и курдскими ополченцами. А курды все-таки наши союзники в борьбе с ИГИЛ.
— Союзники? — удивляюсь.
— Еще весной 2011 года наш президент Башар Асад предоставил сирийское гражданство всем курдам, проживающим в Сирии, прежде всего в провинции Эль-Хасака, — объяснил мой собеседник. — А это более 300 тысяч человек. После того как курды стали полноправными гражданами Сирии, они практически перестали участвовать в выступлениях оппозиции. И с нашей правительственной армией они не воюют.
Отмечу, что осенью 2015 года военное командование США официально признало, что поставляет оружие курдским ополченцам по воздуху. И это заставляет внимательно относиться к истории, рассказанной мне сирийским военным.
Journal information