Ирек Муртазин (irek_murtazin) wrote,
Ирек Муртазин
irek_murtazin

«Независимая газета» 22.04.2008

Президенту Шаймиеву подрезали крылья

Казанское авиастроительное объединение переходит в федеральную собственность

Процесс преобразования ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. Горбунова» в открытое акционерное общество завершится в июле 2008 года. Распоряжение об акционировании авиапредприятия подготовлено Росимуществом. КАПО войдет в состав объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а 100-процентный пакет акций предприятия будет передан в федеральную собственность.

Таким образом, поставлена точка в многолетнем споре между федеральным Центром и правительством Татарстана о распределении имущества крупнейшего авиастроительного предприятия. Правительство республики, добивавшееся доли от акционирования КАПО, в итоге не получит ничего.

20 февраля 2006 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации, согласно которому КАПО им. Горбунова должно войти в состав ОАК со всем своим имущественным комплексом. Но еще до подписания указа республиканские аудиторы подсчитали общую стоимость имущества КАПО и даже определили долю, на которую может претендовать Татарстан. «Республика рассчитывает на блокирующий пакет акций, поскольку вложения Татарстана в развитие КАПО составляют более одного миллиарда рублей», – заявил в феврале 2006 года министр земельных и имущественных отношений Татарстана Валерий Васильев. При этом он напомнил журналистам, как Татарстан тратил огромные средства на производство самолета Ту-214, а также на подготовку документации на изготовление Ту-334.

В 90-х годах прошлого века КАПО переживало тяжелые времена. Дошло до того, что кабинет министров республики выдавал продуктовые пайки рабочим авиапредприятия, которые месяцами не получали зарплату. Чтобы реанимировать умирающее предприятие, в 1997 году правительство Татарстана взялось за амбициозный проект производства нового самолета Ту-214. Но сбои в финансировании проекта в итоге оставили предприятие без заказов и средств.

В октябре 1997 года правительство Татарстана едва не довело предприятие до распродажи, подписав «соглашение о финансировании производства самолетов Ту-214» с международным концерном «Текстайл». В соответствии с этим соглашением КАПО им. Горбунова выпустило 36 векселей номиналом 10 млрд. руб. каждый и передало их гендиректору концерна «Текстайл» Надежде Ажгиревич, которая распродала ценные бумаги различным коммерческим организациям и скрылась. Тогда на мошенническую сделку правительства Татарстана обратил внимание лишь Центробанк, который приостановил лицензию Ак Барс Банка, мотивировав это тем, что КАПО им. Горбунова – федеральное предприятие и без согласия правительства России выпускать свои ценные бумаги не может. Тем не менее КАПО провело многолетние процессы в арбитражном суде, отбивая претензии держателей «незаконных» векселей. Надежда Ажгиревич спустя 7 лет была приговорена районным судом Казани к трем годам условно, амнистирована и освобождена в зале суда.

В последние годы на КАПО резко снизились объемы производства даже по сравнению с еще более депрессивными авиапроизводителями. И сегодня правительство Татарстана, осознавая, что не сможет содержать крупнейшее авиапредприятие, «положительно оценивает передачу КАПО в федеральную собственность, рассчитывая в будущем все же ухватить «свою» долю акций и место в совете директоров предприятия.

Как считает эксперт международного института гуманитарных и политических исследований Ирек Муртазин, крупнейшее авиационное предприятие было фактически уничтожено еще в 90-х необдуманной политикой республиканских властей: «Тогда задача «извести» КАПО была еще и политической, поскольку кадровый состав авиапредприятия – это внуки и правнуки эвакуированных в войну специалистов, которых президент Минтимер Шаймиев и его окружение посчитали угрозой своей сепаратистской политике суверенитета. Сегодня фактическая потеря КАПО для Татарстана – не поражение Шаймиева. Президент республики давно потерял КАПО, доведя предприятие до практического банкротства».

Ян Гордеев

«Независимая Газета», 22.04.2008

http://www.ng.ru/printed/209835 

Tags: Авиапром
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Почему не радует футбол?

    Болел за сборную Украину, но победила сборная Австрии, которая оказалась объективно сильнее, а украинцы продемонстрировали какой-то совсем невнятный…

  • Время Сталина?

    39% россиян продолжают считать Иосифа Сталина самым выдающимся человеком в истории. Речь не про историю России или СССР. Речь - про историю всего…

  • Нога дизайнера и протоколы выборов

    Два года назад, 27 июля 2019 года чересчур расторопные силовики сломали ногу дизайнеру Константину Коновалову. Это произошло утром, за три часа до…

promo irek_murtazin july 28, 2014 17:01 353
Buy for 5 000 tokens
Амнистий больше не будет. Почему не будет, написал вот здесь... Но если кто считает, что его забанили по ошибке, или, он погорячился в пылу разговора, использовав мат, можно написать в мой резервный журнал murtazin2011, где я завел специальный пост… Если доводы покажутся мне вескими,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Почему не радует футбол?

    Болел за сборную Украину, но победила сборная Австрии, которая оказалась объективно сильнее, а украинцы продемонстрировали какой-то совсем невнятный…

  • Время Сталина?

    39% россиян продолжают считать Иосифа Сталина самым выдающимся человеком в истории. Речь не про историю России или СССР. Речь - про историю всего…

  • Нога дизайнера и протоколы выборов

    Два года назад, 27 июля 2019 года чересчур расторопные силовики сломали ногу дизайнеру Константину Коновалову. Это произошло утром, за три часа до…