Причиной смерти Марченко стала политическая голодовка, объявленная им 4 августа и и продолжавшаяся до 28 ноября 1986 года. Несмотря на прекращение голодовки, медикам не удалось спасти 49-летнего Марченко….
Не раз бывал в Чистополе, на городском кладбище, на могиле Марченко. Довелось побывать и в лагере Пермь-36, последней в СССР колонии для политзаключенных. И в таких метах в голову постоянно приходит мыль, в чем главное принципиальное отличие советских политзаключенных от современных политических?
И прихожу к выводу, что разница эта – в жертвенности. В готовности пожертвовать даже жизнью… Тот же Марченко мог уехать из СССР, но он выбрал другой путь… (сегодня, к слову, стало модно заниматься борьбой за светлое будущее «вахтовым методом», или дистанционно, из-за границы…).
И второе принципиальное отличие. Советские политзеки, как правило, никогда ничего не требовали лично для себя. Невозможно представить, чтобы советский политзек переправил на волю письмо любимой женщине с мольбой спасти его жизнь, с жалобами, что его бьют, что над ним издеваются…. Это потому, что политзеки нынче измельчали? Или потому что время нынче другое?
Journal information