Если бы автор опуса написал, что его родители, его родственники, его соседи, с которыми он переговорил, в СССР если только «уксусные консервы вроде каких-нибудь маринованных огурцов», «перловку с мясом или кильку в томатном соусе из металлических банок», «сублимированные супы», «разбавленную сметану», «жирные котлеты, процентов на 60 состоящие из хлеба, а на остальные 40 — из перетёрных на мясорубке жил, щедро сдобренных чесноком (для отбития запаха несвежего мяса)», «какой-нибудь вонючий рассольник "Ленинградский"», «какие-то костлявые куски с жилами, с которых срезались небольшие кусочки мяса и мясорубкой перекручивались на котлеты» (отсюда)…. подумал бы, что настрадались люди, натерпелись ужасов… Но автор, как типичный советский человек, наворовав чужих фотографий, делает глобальное обобщения, не сомневаясь, что такая еда было во всем СССР. От Калининграда до Камчатки, от Кушки до Певека…
А вот я ничего подобного не припомню… Но не буду обобщать, речь исключительно о моей деревне Старое Дрожжаное Татарской АССР… И исключительно о 70-х годах прошлого века…
Это дом, в котором прошло мое детство, фотография 2009 года
Каждое утро меня будила мама сразу после утренней дойки. Летом – около пяти утра, зимой чуть попозже. Я выпивал литр парного молока, переворачивался на другой бок и досыпал полчасика…
Проснувшись, выбегал на пробежку, после которой минут двадцать-тридцать прибирался в хлеву, убирая за коровой и барашками…
На завтрак у меня снова было что-то молочное. Творог, сметана (все – домашнее, неразбавленное), мог съесть пару яиц (тоже свои, у нас было штук тридцать кур) или кусок мяса. Понятное дело – с хлебом. Хлеб был магазинным, но очень вкусным. На хлебозаводе работали ответственные люди, понимали, что если они выпекут дерьмо, их односельчане заклюют, все же знали друг друга… С мясом у нас тоже никогда не было проблем. Поздней осенью пускали под нож несколько десятков гусей и уток, выращенных за лето… Зимой они висели в чулане, к весне мы их уже съедали…
А вот телят или баранов резали по мере необходимости. Как кончится мясо, так и резали. При этом кооперировались с соседями. Сегодня они порезали, принесли килограмм пять-десять мяса, через недельку-другую – другие соседи, потом мы… И тоже разносили мясо, как бы возвращая, взятое в долг. А вот курятиной не делились, куриц резали пару-тройку раз в месяц.
В погребе у нас хранились десятки банок с солеными или маринованными огурцами, помидорами, капустой, выращенные без нитратов, в своем саду, на своем огороде… Яблоки и картошка тоже была своя… . А еще осенью мы регулярно ходили в лес, возвращаясь с огромными корзинами грибов. При этом, до того разбаловались, что кроме белых грибов да подосиновиков, остальные грибы не замечали… Ну могли еще груздей набрать…
А вот колбасы я в детстве практически не ел. Изредка отец привозил из командировок колбасу, но это было очень редко. Из Казани или Ульяновска он чаще привозил апельсины или мандарины, которые у нас не росли… А еще – печенье, пряники, баранки, конфеты….
Обедал я в школе. Уже и не помню, чем нас там кормили в школьной столовой, но мне вполне хватало, голодным никогда не был.
Вечером дома опять ел что-то из молочки, мог слопать бутерброд, только вместо колбасы было мясо …. А еще на ужин могли быть котлеты, или голубцы, или кыстыбый… Могла быть гречневая или рисовая каша. Обязательно с мясом…
Масло у нас тоже было домашнее, маслобойку приходилось крутить часами, пока сметана не собьется в масло… Мне нравилось крутить маслобойку, потому что это были несколько часов времени, когда ни на что не отвлекаясь, можно было почитать…
В общем, вспоминать можно долго, но стоит ли? По-моему, и так понятно, что мой СССР – это совсем другой СССР, не тот, про который пишет maxim_nm.
Journal information