
Когда читаешь про суровые приговоры за брошенную мусорку или прикосновение к полицейскому, невольно вспоминается Вера Засулич.
24 января 1878 года Вера Засулич совершила покушение на градоначальника Санкт-Петербурга Дмитрия Трепова.
Засулич пришла на прием Трепова, выхватила из-под плаща револьвер и три раза выстрелила в грудь градоначальника.
Трепов получил тяжелые ранения, но выжил.
Выяснилось, что мотивом покушения на градоначальника стало то, что Трепов отдал приказ высечь розгами народника Боголюбова, который был осужден к каторжным работам за участие в демонстрации. Боголюбова выпороли, Засулич пошла мстить…
Суд над Засулич начался в 11 утра 31 марта 1878 года. Преступление Засулич было квалифицировано по статьям 9 и 1454 Уложения о наказаниях, предусматривающее лишение всех прав состояния и каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.
Судил Засулич суд присяжных. В состав присяжных заседателей вошли девять чиновников, один дворянин, один купец, один свободный художник.
Секретарь суда доложил, что от Трепова поступило заявление, что он по состоянию здоровья не может явиться в суд.
Началось судебное следствие. На вопрос признает ли она себя виновной, Засулич ответила: «Я признаю, что стреляла в генерала Трепова, причем, могла ли последовать от этого рана или смерть, для меня было безразлично».
В ходе прений государственный обвинитель обвинил Засулич в заранее обдуманном намерении лишить жизни градоначальника Трепова.
Потом выступил адвокат Петр Александров. Вот полная стенограмма его речи, опубликованная во многих газетах России и Европы.
А это финал выступления адвоката:
«В первый раз является здесь женщина, для которой в преступлении не было личных интересов, личной мести, – женщина, которая со своим преступлением связала борьбу за идею во имя того, кто был ей только собратом по несчастью всей ее жизни. Если этот мотив проступка окажется менее тяжелым на весах божественной правды, если для блага общего, для торжества закона, для общественной безопасности нужно признать кару законною, тогда да свершится ваше карающее правосудие! Не задумывайтесь! Немного страданий может прибавить ваш приговор для этой надломленной, разбитой жизни. Без упрека, без горькой жалобы, без обиды примет она от вас решение ваше и утешится тем, что, может быть, ее страдания, ее жертва предотвратят возможность повторения случая, вызвавшего ее поступок. Как бы мрачно ни смотреть на этот поступок, в самых мотивах его нельзя не видеть честного и благородного порыва.
Да, она может выйти отсюда осужденной, но она не выйдет опозоренною, и остается только пожелать, чтобы не повторились причины, производящие подобные преступления»..
И присяжные вынесли оправдательный вердикт.
Вот я и думаю, Веру Засулич, стрелявшую в градоначальника генерала Трепова, суд оправдал, а за брошенную мусорку и прикосновение к полицейскому вынес суровые приговоры, потому что в царской России суд был более справедливым?
Фотография отсюда
Journal information