О золотодобыче в этой местности и протестах коренных жителей против варварского промысла, об их обращениях ко всем, вплоть до президента России, «Новая» писала совсем недавно. Вот что рассказали «Новой» участники общественного экологического контроля сейчас, дополнив тот рассказ конкретными деталями.
Центр спутникового мониторинга и гражданского контроля (Санкт-Петербург, директор Ольга Чупаченко) год назад дал заключение № 60/24: в ходе анализа космоснимков, полученных средствами дистанционного зондирования Земли, ЦСМиГК выявил (см. документ) на территории Курагинского и Балахтинского районов Красноярского края факты загрязнения водных объектов взвешенными веществами 20 сентября 2018 года. «Наблюдается загрязнение реки Сисим ниже мест золотодобычи. Загрязнение усиливается после впадения в Сисим реки Сейба. Протяженность загрязнения 240 км». Сканированные изображения участка загрязнения прилагались.
На следующий день, 21 сентября 2018 года, красноярец Александр Колотов, российский координатор экологической коалиции «Реки без границ», обратился (Исх. № RwB-210918-2) к руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю Андрею Калинину. Передал снимки и пояснил: «Считаем, что загрязнение произошло в ходе работ по добыче россыпного золота (в том числе, возможно, в результате аварий гидротехнических и иных сооружений на водных объектах) и свидетельствует о значительном ущербе, причиняемом окружающей среде. Вероятные источники загрязнения: по данным Интерактивной электронной карты недропользования РФ, на реке Сисим и ее притоках имеются месторождения россыпного золота, находящиеся в пользовании ООО «Сисим».
(Отмечу, что прорванная дамба принадлежала именно «Сисиму», в этом году оно выступило соучредителем с 20-процентной долей холдинга «Сибзолото», вышедшего сразу на одну из передовых позиций в Сибири — две тонны золота в год на территории Красноярского края и Хакасии.)
Далее Колотов перечисляет Калинину, какие статьи законодательства нарушены золотодобытчиками «в результате действий либо бездействия», просит провести проверку и принять меры по пресечению нарушений.
В ответ — ничего, ноль. При этом Калинин — балахтинский, оттуда родом.
Так общественники спасали, но не спасли золотодобытчиков.
Выясняется, что дамба была чуть ли не самовольной постройкой:
«При возведении должна быть получена санкция на использование водного объекта, чего в данном случае сделано не было. Далее готовится проект, по которому сооружается дамба, и этого тоже сделано не было. Поэтому соответствующие надзорные службы не имели представления о том, что в этом месте произведены такие гидротехнические работы», — объяснил глава правительства Красноярского края г-н Лапшин.
Дикость какая-то! Выискивать перепосты в соцсетях и возбуждать уголовные дела за перепосты и оскрбление власти, они могут. А вот, чтобы иметь преставление о сооружении дамбы-убийцы, они все еще не научились.
Это однозначно прорыв! И прорыв дамбы, и прорыв в понимании, что из себя представляют надзорно-контролирующие службы….
Journal information