Ирек Муртазин (irek_murtazin) wrote,
Ирек Муртазин
irek_murtazin

Categories:

Китайский городовой

«22 июня на площадке перед конноспортивным комплексом «Казань» состоялась презентация 50 новых автобусов китайской марки «Higer». По словам мэра Казани, новые автобусы поступают в столицу Татарстана практически каждый день. В сентябре их будет уже около 800. Всего же до октября будет поставлено более 1100 единиц техники. Разработка транспортной схемы и закупка более 1100 новых автобусов обошлись Казани в 3 млрд. рублей».

ИА «Татар-Информ»

Вряд ли кто будет спорить, что к 2005 году проблема пассажирских перевозок в Казани была фактически решена. Ушли в прошлое утомительные ожидания и штурмы автобусов в часы пик. Конечно, оставались еще проблемы культуры обслуживания, но и они постепенно решались. Владельцы автобусов сами наказывали – вплоть до увольнения – водителей, замеченных в хамском отношении к пассажирам. А вот с улучшением качества подвижного состава – заменой старых автобусов на новые – возникла «неувязка». Почему? Городские власти наложили «мораторий на обновление», а попросту ввели негласный запрет на покупку новых машин. Приобрести новый автобус предприниматель, конечно, мог, но не мог получить разрешительные документы, чтобы выпустить ее на линию… А потом в городе сменилась власть. И началось.

Едва возглавив город, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что первоочередная городская проблема, с решения которой он начнет работу – «проблема с перевозками, весь этот бардак с «Газелями»… «Газели» свою роль выполнили, и на сегодняшний день они уже вчерашние». Большинство перевозчиков тогда решили, что молодой градоначальник, не разобравшись с реальным положением дел в сфере пассажирских перевозок, погорячился. Казалось, что упорное желание властей очистить городские улицы от «Газелей» и ПАЗиков – обычное проявление удивительного качества любых не очень профессиональных чиновников – не реагировать на проблемы там, где они есть, а создавать там, где их нет.

Но чем больше было разговоров о грядущих революционных преобразованиях в сфере перевозок, чем больше произносилось красивых слов о том, что вместо «Газелей» да ПАЗиков пассажиров будут возить более вместимые и комфортабельные автобусы, тем сильнее становилось ощущение, что городская власть чего-то недоговаривает. Ну а когда, было объявлено о широкомасштабном исследовании пассажиропотоков (с заранее предсказуемым результатом), стало очевидно, что за заботой о горожанах готовится банальный передел рынка перевозок, продиктованный стремлением городской власти установить в этой сфере новый «порядок». Ценой полного разрушения установившейся системы и введением диктата чиновников.

Судите сами. Ежедневно общественный транспорт Казани совершает около 2 миллионов пассажироперевозок. Даже если предположить, что только половину тех, кто полностью оплачивают свой проезд, перевозят автобусы (хотя эта цифра намного больше – метро, троллейбусы, трамваи реально не перевозят и трети пассажиров), то получается, что ежедневный денежный оборот этого рынка составляет около 5 миллионов рублей. В 2005 году из этой суммы около половины приходилось на частников. Правда, говорить о баснословных доходах предпринимателей не приходилось. С каждого проданного билета частнику доставалось чуть меньше рубля, 6-7 рублей составляли расходы, связанные с организацией бизнеса (амортизация, выплата кредита, бензин, запчасти, аренда базы, зарплата водителя, кондуктора и т.д.). А около 2 рублей с каждого проданного билета, уходили в негласный, но жесткий коррупционный «налог» – взятки, благодарности и откупные за саму возможность работать. Вероятно, именно эти 2 рубля с каждого билета (а это около 1 миллиона рублей в день!) и не давали покоя властям. Решено было сконцентрировать эти деньги в руках как можно меньшего количества людей. Так было бы легче договариваться. «По честному». Или «по совести».

Стоило ли привлекать экспертов из Санкт-Петербургского НИИ транспортной инфраструктуры, финансировать, скажем прямо, недешевые исследования, чтобы «выяснить» очевидные вещи? Например, что центр города перегружен. Можно было заглянуть в «Стратегию развития Казани до 2015 года», в раздел 3.3.1 и узнать, что «транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется». Там же можно было прочесть, что «количество автомобилей с 1993 по 2002 годы возросло с 92 до 144 на 1 тысячу жителей, и рост парка продолжается. По прогнозам к 2015 году произойдет следующее двукратное увеличение количества автомобилей. В то же время, строительство магистралей осуществлено на 46%, транспортных развязок на 26%, путепроводов на 26% от объемов предусмотренных генеральным планом 1969 года. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200% от нормативной».

Вот ведь где была собака зарыта! Автомобилей стало много, а улицы не расширились, про дорожные развязки никто и не думал. А нас уже два года пытаются убедить, что стоит избавить город от «Газелей» и ПАЗиков, заменить их на более вместимые автобусы, и сразу исчезнут пробки. Год назад зампред Комитета по транспорту и связи Людмила Алешина так и говорила: «В городе – 2103 автобуса, из них порядка 450 – автобусы большой вместимости, остальная часть – «Газели» и ПАЗы. Это количество превышает пропускную способность дорожной сети Казани».

Святая простота! Да даже если загнать в гаражи и на стоянки все без исключения автобусы – большие и маленькие, комфортабельные и не очень – казанские улицы этого почти не заметят. Потому что общее количество автобусов составляет менее 1% от всего автомобильного парка города. И этот самый автопарк продолжает стремительно увеличиваться – на 5 тысяч единиц в год.

29 сентября прошлого года в интервью агентству «Интерфакс-Поволжье» Ильсур Метшин заявил: «С начала 2007 года на 27 маршрутах появятся 200 комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных – чуть позже. Малые автобусы останутся и на некоторых маршрутах, где нет экономической целесообразности вводить автобусы большой вместимости. Мэрия планирует приобрести автобусы производства ОАО «НефАЗ», входящего в группу компаний «КамАЗ». Кроме того, и сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов. Приобретаться они будут по лизингу».

И вот… Первая партия НЕФАЗов появилась в городе не с начала года, а только в мае. И не 200 автобусов, а на порядок меньше. Но прошлогоднее лукавство градоначальника было адресовано не столько горожанам, сколько перевозчикам. Готовился конкурс на право работать на рынке пассажирских перевозок. И предпринимателям был дан четкий сигнал: если вы не способны быстро обновить подвижной состав, то на конкурс можете не соваться, делать там вам нечего. Дело в том, что по условиям конкурса половину автобусов перевозчики должны были заменить на новые уже к 5 апреля. А к 1 августа обновление автобусного парка должно было быть завершено. Именно завершено, а не «заключено договоров на приобретение автобусов», как сегодня мямлят городские чиновники.

Многие перевозчики, прочитав предельно жесткие условия конкурса, прикинув свои возможности, решили на конкурс не идти. А пошли на него те, кому, по всей видимости, «шепнули», что условия выполнять совсем не обязательно, что сроки покупки новых автобусов можно будет перенести. Так оно и вышло. К 5 апреля ни один – НИ ОДИН! – победитель конкурса его условия не выполнил. И формально, конкурс можно и нужно отменять уже только по этой причине.

К тому же, как решило татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы, условия конкурса противоречат российскому законодательству. Было вынесено предписание ФАС – отменить итоги конкурса. Но городские власти предписание игнорировали, подали жалобу в Арбитражный суд и, не дожидаясь его решения, объявили, что с 1 июля новая схема пассажирских перевозок будет введена. А если суд оставит в силе предписание ФАС? Откуда такая уверенность, что суд отменит предписание антимонопольщиков? У нас что, суд работает по звонку из мэрии? Или решение судей уже неким образом «простимулировано»? Впрочем, если в скором времени в Казани разразится арбитражно-мэрский коррупционный скандал, лично меня это ничуть не удивит. И вот почему.

В сентябре прошлого года, как я уже писал, Ильсур Метшин заявил, что «сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов». А недавно татарстанские официальные СМИ проговорились. Оказалось, что переговоры вели не «сами перевозчики», а лично руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов. Который договорился о покупке 800 китайских автобусов на сумму почти в 2,5 миллиарда рублей. Злые языки поговаривают, что китайцы умеют договариваться. Что тем, кто лоббирует контракты, возвращают до 10% суммы контракта. У кого проблемы с математикой, напомню, что с 2,5 миллиардов – это 250 миллионов рублей. У меня нет оснований слепо верить этим утверждениям, как нет оснований и не верить им. Пусть проверкой то ли слухов, то ли фактов прокуратура занимается. Но однозначно и доказательно, в случае проявленного интереса, могу заверить, что для Марата Загидуллова «китайский контракт» далеко не первый, когда он оказывается в эпицентре подобных разговоров.

20 июня 2007 года интернет-газета «Взгляд» опубликовала информацию об аресте счетов пермского «Мотовилихинского завода». Это грозит не только остановкой завода, но и срывом выполнения контракта на поставку 38 зенитно-ракетных комплексов «Смерч» в Индию. Вполне возможно, что собственники предприятия, среди которых назван и Марат Загидуллов, осознанно пошли на обострение ситуации, чтобы сорвать выполнение контракта и тем самым подтвердить опасения экспертов о неспособности России выполнять взятые на себя обязательства. 18 апреля прошлого года агентство Regions.ru сообщило: «…Марат Загидуллов пришел на «Мотовилихинские заводы» первым заместителем генерального директора. Произошло это в начале ноября 2005 года перед самым подписанием российско-индийского договора о поставках индийским сухопутным войскам двух полков системы залпового огня «Смерч». Сумма контракта, реализация которого рассчитана на 3 года, составляет 150 миллионов долларов. Эта информация была озвучена пресс-службой губернатора Пермского края 9 марта 2006 года после встречи губернатора края Олега Чиркунова с Маратом Загидулловым. В этот же день в СМИ просочилась и другая информация – о том, что «Мотовилихинские заводы» оказались не готовы к столь крупному заказу и в первую очередь из-за нехватки квалифицированного персонала и проблем с поставками металла для проекта.

Меньше чем через месяц после встречи с губернатором Пермского края Загидуллов подает документы на замещение должности главы исполкома Казани. Но в сообщениях для прессы нет ни слова о том, что он – зам. гендиректора «Мотовилихинских заводов» . Что это? Бегство? Или подарок спецслужбам США? Дело в том, что 1-2 марта 2006 года состоялся визит президента США Джорджа Буша в Индию. В Дели Буши и премьер-министр Индии Маннохои Сингх подписали американо-индийское соглашение, по которому Вашингтон признал ядерный статус Дели. Но это официальные итоги встречи лидеров США и Индии. А были еще и закулисные договоренности. По данным французского эксперта Арно Колики, издающего бюллетень стратегической информации TTU (Париж), у ядерного соглашения есть второе дно – секретное неядерное приложение. По мнению Колики, стороны договорились о том, что американские фирмы будут участвовать в крупнейшем тендере на закупку Индией партии из 126 истребителей.

Конечно, встреча Загидуллова с губернатором Пермского края и последовавшая за встречей утечка информации, что выполнение индийского заказа о системах залпового огня «Смерч» под угрозой срыва, вполне могла быть случайной. Только больно уж своевременна эта случайность. Случайность очень выгодная ВПК США».

 

 В 2005 году выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Загидуллов фактически пусть косвенно, но помог конкурентам российских производителей авиатехники. В 2007 году эта помощь была уже не косвенной, а самая что ни на есть прямая. Китайский автопром получил от Казани мощную финансовую подпитку. Цинизм еще и в том, что в историю оказались втянуты казанцы, а забота об их интересах стала дымовой завесой -приобретение Казанью 200 НЕФАЗов оказалось не более чем операцией прикрытия, предпринятой для отвода глаз. Якобы город покупает автобусы разных производителей. А то, что камазовскому дочернему предприятию достанутся деньги несоизмеримо меньше суммы, которая уйдет в Китай, это уже никого не должно волновать. Конкуренция!

Да, НЕФАЗы немного дороже китайских автобусов. Но их обслуживание дешевле. К тому же все деньги остались бы в России, а не ушли в Поднебесную.

В свое время Никита Хрущев, советовал «догнать Америку, но не обгонять ее. Чтобы американцы не увидели наш голый зад». Казанские власти своего голого зада не стесняются. Даже не думают о том, что Казань расположена не в Африке, дожди и снегопады у нас не редкость. А состояние ливневок и процесс расчистки зимних снежных завалов – оставляют желать лучшего. Смогут ли китайские автобусы ездить по нашим сугробам и огромным лужам? Вопрос остается открытым.

Под радостный шум презентаций незаметно отошли на второй план разговоры о новой транспортной схеме. Сегодня подконтрольные властям СМИ изображают перевозчиков, сопротивляющихся волюнтаризму мэрии, противниками обновления автобусного парка. Мол, они хотят и дальше возить казанцев «на ржавых ПАЗиках и «Газелях». Хотя это совершенно не так. Перевозчики изначально выступают под лозунгом «Большие автобусы не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с «Газелями» и ПАЗами!». Справедливости ради надо сказать, что перевозчики сами дали повод, чтобы вектор общественного настроения несколько изменился. Дело в том, что на следующий день после того, как в город пришла первая партия НЕФАЗов, часть перевозчиков вышла на пикет. Власть немедленно использовала этот инцидент, чтобы выставить всех казанских перевозчиков в невыгодном свете – ретроградами, заботящимися только о своей выгоде. Но как выяснилось позже, к организации этой акции протеста пикетчики не имели ни какого отношения. Заявку на проведение пикета подал человек, не имеющий никакого отношения ни к предпринимательству, ни к перевозкам, но называющий себя руководителем «профсоюза предпринимателей». А неискушенные в интригах перевозчики «повелись» на откровенную провакацию.

Тем не менее, борьба продолжается. Борьба за пассажиров. В которой, увы, и перевозчики, и пассажиры Казани оказались заложниками куда более серьезных интересов людей, облеченных властью.


Tags: Автобусы, Загидуллов
Subscribe

  • Лукашенко примерил образ Моськи

    Лукашенко назвал американцев и европейцев мерзавцами…. А еще пообещал провести в Беларуси досрочные президентские выборы, если такие же…

  • Георгиевская лента и идиоты

    В Смоленске развернули самую большую в мире Георгиевскую ленту. Представители Книги рекордов Гиннеса произвели замеры и установили, что ширина…

  • Революционная ситуация

    Начинаются майские каникулы. Правда, народонаселению Подмосковья запретили ходить в лес и жарить на природе шашлыки. Жарить можно только на…

promo irek_murtazin july 28, 2014 17:01 353
Buy for 5 000 tokens
Амнистий больше не будет. Почему не будет, написал вот здесь... Но если кто считает, что его забанили по ошибке, или, он погорячился в пылу разговора, использовав мат, можно написать в мой резервный журнал murtazin2011, где я завел специальный пост… Если доводы покажутся мне вескими,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Лукашенко примерил образ Моськи

    Лукашенко назвал американцев и европейцев мерзавцами…. А еще пообещал провести в Беларуси досрочные президентские выборы, если такие же…

  • Георгиевская лента и идиоты

    В Смоленске развернули самую большую в мире Георгиевскую ленту. Представители Книги рекордов Гиннеса произвели замеры и установили, что ширина…

  • Революционная ситуация

    Начинаются майские каникулы. Правда, народонаселению Подмосковья запретили ходить в лес и жарить на природе шашлыки. Жарить можно только на…