Ирек Муртазин (irek_murtazin) wrote,
Ирек Муртазин
irek_murtazin

Договорная пустышка или мина замедленного действия?

И на татарстанскую улицу пришел праздник. Как известно в пятницу, 9 февраля, на исходе рабочего дня Государственная Дума России приняла законопроекта «Об утверждении договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».
Руководство республики решение российского парламента восприняло восторженно. Радость была столь велика, что Фарид Мухаметшин, не дожидаясь начала рабочей недели, уже в субботу созвал пресс-конференцию, чтобы поделиться бьющими через край чувствами. По мнению спикера нашего парламента, предыдущий подобный договор доказал, что он был направлен, прежде всего, на объединение и укрепление Российской Федерации «в очень трудные для страны годы». Правда расшифровывать тезис о цементирующих свойствах договора Мухаметшин не стал. Волновался, наверное. И его волнение понять можно: ожидание закона чересчур затянулось. Почти на три года. С 17 марта 2004 года. Именно в этот день истек срок действия договора подписанного еще Борисом Ельциным. Правда, рядовых татарстанцев отсутствие договора не очень-то и беспокоило. Когда в декабре прошлого года Татарский общественный центр призвал сторонников договора выйти на пикет с требованием ускорить принятие законопроекта, на публичную акцию протеста вышли 6 (шесть) человек. Уже многие в республике разобрались, что наиболее зримые позитивные перемены в Татарстане стали происходить именно тогда, когда срок действия договора 1994 года закончился. Власть, конечно, старается не акцентировать на этом внимания, но самые большие объемы финансовых трансфертов на реализацию так называемых Федеральных целевых программ пришлись именно на годы, когда Татарстан жил себе и жил без договора, в едином не только экономическом, но и правовом поле со вей Россией, О договоре давно бы забыли, но политэлита республики периодически напоминала о работе над новой редакцией документа, возбуждая подконтрольные СМИ обсуждать поднадоевшую тему. Но вот Госдума приняла законопроект о договоре. И несмотря на то, что в сравнении с прежним договором новая редакция документа - декоративная пустышка, сразу возникло сомнение, а не уготована ли Татарстану роль чеховской Каштанки, глотавшей мясо, привязанное к веревочке? На экстренной субботней пресс-конференци Фарид Мухаметшин заявил: «Считаю очень важным, что в документе зафиксирована норма о знании двух государственных языков президентом Татарстана. Это характеризует стремление к тому, чтобы и к татарам, и к русским, которые проживают в Татарстане, будущие президенты республики могли обращаться на их родном языке, мыслить и по-русски, и по-татарски. Это вызовет больше доверия к власти, к человеку, который намерен стать президентом, решать задачи республики и народа». Между тем, эта норма оставляет возможность вернуть договор на доработку. Дело в том, что и в Татарстане и в Госдуме России, толи сознательно, толи еще по какой причине «прозевали», что эта норма вошла в противоречие с конституцией Татарстана (не говоря о Конституции России). Раньше в основном законе республики существовала норма – ст.92, - определявшая, в том числе и то, что «президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан». Но в 2005 году перед переназначением Минтимера Шаймиева эта норма из Конституции была исключена, хотя в официальных изданиях документа и присутствует до сих пор со сноской «действие приостановлено». В тоже время ст. 29 конституции республики гласит, что «любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются». А пункт договора об обязанности президента Татарстана знать оба государственных языка – это ни что иное как «установление преимуществ» по языковому принципу. Политолог Владимир Беляев заявил, что «языковой ценз, внесенный в договор лишает права быть президентом не только русских, но и четверть татар, не знающих родного языка. Эта норма – пещерная дикость, которой нет ни в одной цивилизованной стране мира. Людям ведь нужен не толмач, а президент». К тому же в договоре нет разъяснения в каком объеме претендент на должность президента республики должен владеть языком. И кто будет определять уровень «владения языком». Получается, что прежде чем кандидатура на должность президента республики будет внесена президентом России на утверждение Госсоветом, кандидат должен будет держать экзамен непонятно перед кем на знание татарского и русского языков. Недавно у наших чиновников прошло широкомасштабное тестирование чиновничества на знание русского языка. Не многие достойно выдержали экзамен. А много ли у нас политиков знающих … русский язык на уровне достаточном для получения положительной оценки при подобном же тестировании? Не получиться, что экзамен не только по татарскому, но даже по русскому языку не выдержит ни один претендент на должность президента Татарстана, будь он даже потенциальным татарстанским Рузвельтом, Де Голлем, Аденаурем и Ден Сяупином в одном лице – гением гсуправления? Серьезные опасения вызывает и норма договора, устанавливающая право органов госвласти РТ выдавать гражданам РФ, проживающим на территории республики, общегражданский паспорт гражданина России с вкладышем на татарском языке. Это норма отбросит республику в 2002 год. Тогда Татарстан уже выдавал паспорта с вкладышем. При том всем подряд. А если человек хотел получить обычный российский паспорт, он был обязан написать заявление на имя начальника районной милиции и объяснить, почему он не хочет получать паспорт с вкладышем на татарском языке. Не получиться ли, что сегодня снова придется писать заявления, объясняться. Все эти «шероховатости» договора, и учитывая, что с 2002 года последовательным противником договорных отношений между центром и регионами выступает спикер Совета Федерации Сергей Миронов, не исключено, что Совет Федерации «развернет» законопроект. А преодолеть вето сенаторов Госдума вряд ли сможет, поскольку поддержали его только «единоросы».
А относительно того, почему же законопроект, перспективы принятия которого были туманными, неожиданно был включен в повестку дня пленарного заседания Госдумы и принят есть такая версия. В понедельник начался визит Владимира Путина в страны Ближнего Востока. В поездке Президента России сопровождает и Минтимер Шаймиев. Если бы законопроект о договоре не был принят, то Минтимер Шарипович, несомненно, воспользовался бы возможностью в очередной раз напомнить о судьбе залежавшегося документа. А когда Путин вернется, то законопроект вполне могут... в общем, как у Каштанки мясо.
Tags: Путин, Татарстан, Шаймиев
Subscribe

  • Про «украинский геноцид» населения Крыма

    Вице-премьер России Марат Хуснуллин во время визита в Крым заявил, что регион обеспечен водой на ближайшие годы. Дословно: «Мы считаем, что те…

  • Навальный, Песков и ЦРУ

    Еще в прошлом году спикер Госдумы Вячеслав Володин наговорил, что отравление Алексея Навального «срежиссировано» Западом. Комментируя…

  • Бомж в подъезде

    Происходящее в Беларуси мне мне интересно с техсамых времен,когда в 2003-2005 года я жил в Минске, работая собкором «Вестей» (РТР) по…

promo irek_murtazin july 28, 2014 17:01 353
Buy for 5 000 tokens
Амнистий больше не будет. Почему не будет, написал вот здесь... Но если кто считает, что его забанили по ошибке, или, он погорячился в пылу разговора, использовав мат, можно написать в мой резервный журнал murtazin2011, где я завел специальный пост… Если доводы покажутся мне вескими,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments