Ирек Муртазин (irek_murtazin) wrote,
Ирек Муртазин
irek_murtazin

Автозавод на Каме: блеф или реальность?

В татарстанских масс-медиа звучат фанфары - республика станет "столицей российского автопрома". Поводом для радужных публикаций стал договор, подписанный между ОАО "Северсталь-авто" и японской компанией Isuzu Motors Ltd, о создании совместного предприятия "Северстальавто-Исудзу", которое намерено уже в первом квартале 2008 года начать сборку грузовиков Isuzu в особой экономической зоне "Алабуга". Но до этого уже нынешней осенью СП планирует получить статус резидента ОЭЗ, а также статус объекта "промышленной сборки", что позволит уменьшить стоимость грузовиков на 10 - 15%.

Дежавю! Подобное уже было. 7 декабря 1995 года правительства России и Татарстана и компания General Motors подписали трехстороннее соглашение о создании "Корпорации ЕлАЗ-ДМ". Документ предусматривал создание на Елабужском автомобильном заводе производственных мощностей для выпуска 50000 автомобилей в год. Первый автомобиль был "собран" через год, 19 декабря. Запускать производство приезжал тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин. К тому времени Татарстан растрезвонил на весь мир, что ЕлАЗ обеспечит экономический прорыв, став локомотивом реформ не только республики, но и всей России. Черномырдин так и сказал:

- Скоро все мы будем гордиться гигантом автомобилестроения, который здесь вырастет....

Не вырос. Автомобиль, разработанный еще в 70-х годах и предложенный нам, оказался и дороговатым, и морально устаревшим. А "отверточная сборка", заключавшаяся в дооснащении машин фарами, бамперами, зеркалами да прочей автобижутерией, а главное - в прикручивании таблички "Сделано в России", стала очень смахивать на аферу по уходу от таможенных пошлин.

Но и американцы были не первыми, с кем Татарстан "не сработался". Еще в 1992 году премьер-министр республики Мухаммат Сабиров привез в Москву предложение о реализации на базе ЕлАЗа проекта народного автомобиля. Мол, дайте полтора миллиарда рублей кредитов, чтобы достроить завод. Получите 25% акций предприятия, 50% оставим себе, еще 25% раздадим странам СНГ. Но проект "народного автомобиля" не пошел. Татарстан продолжил поиск компаньонов. 1993 год прошел в переговорах о производстве на ЕлАЗе легковых автомобилей особо малого класса на базе совместного проекта итальянского "Фиата" и российского ВАЗа. И снова переговоры кончились ничем.

В октябре 1993 года Борис Березовский, в то время возглавлявший ЛогоВАЗ, и Александр Волошин, будущий руководитель ельцинской администрации, а тогда директор фирмы "Эста Corp.", провозгласили о начале проекта "АВВА". "Эста Corp.", ставшая генеральным дистрибутором "AВВА" и торговавшая облигациями предприятия, аккумулировала просто астрономические суммы на запуск завода по производству массового автомобиля. Об этом знают многие. Но мало кому известно, что Борис Березовский приезжал и в Елабугу, решительно настроенный запустить завод "АВВА" именно на берегах Камы. В Елабуге-то Березовскому все понравилось, а вот с Минтимером Шаймиевым ни о чем конкретном договориться не удалось. Переговоры зашли в тупик.

Провалились и планы промышленной сборки в Елабуге автомобилей "ДЭУ". Хотя основатель и руководитель "ДЭУ" Ким У Чун очень хотел запустить сборку "Нексий", "Эсперо" и "Матизов" именно в Елабуге. Знаю об этом от членов татарстанской делегации, побывавших в Сеуле. Там, в Южной Корее, все рабочие моменты были решены положительно, осталось договориться только о том, как делить прибыль. А это был вопрос, выходящий за рамки полномочий делегации. Его мог решить только Шаймиев. Но сторговаться с Минтимером Шариповичем корейцам, похоже, не удалось. "ДЭУ" отправилось в Узбекистан, где Ислам Каримов за 24 часа, даже без поездки в Корею, уладил все вопросы. И 19 июля 1996 года СП "УзДЭУавто" выпустило первый автомобиль.

Почему Шаймиев "зарубил" корейцев? На этот вопрос "Новая газета" ответила так: "Представители "ДЭУ" долго и настойчиво пытались найти общий язык с татарским руководством, но в итоге предпочли построить с нуля завод в Узбекистане, где в отличие от Татарстана, по сведениям от одного из высокопоставленных сотрудников компании, не пытались пропихнуть родственников "в долю" ("Новая газета", 18.12.2000). И что интересно, никаких исков о защите чести и достоинства газете предъявлено не было. Татарстан согласился, что именно так все и было?

И вот теперь в Елабугу едут японцы. Заявлено, что уже весной будущего года с "конвейера" СП сойдут первые грузовики, а всего в 2008 году будет "произведено" 5 тысяч машин.

Смущает и сумма инвестиций. Вадим Швецов, генеральный директор ОАО "Северсталь-авто", которому в новом российско-японском СП принадлежит 66% акций, заявил, что российская сторона инвестирует в проект 350 миллионов рублей. Это подозрительно мало. На такие деньги завод не построишь. Можно вспомнить о планах японской корпорации Nissan, объявленных в апреле прошлого года. Президент корпорации Карлос Гон тогда заявил о завершении переговоров по строительству автозавода в Санкт-Петербурге и инвестировании в проект 200 миллионов долларов. Кстати, и срок запуска автопроизводства на берегах Невы был назван более реальный - 2009 год.

Все эти факты наталкивают на мысль, что никакого промышленного производства грузовиков в Елабуге не будет. В очередной раз дело ограничится пресловутой "отверточной сборкой". А когда срок действия льгот, предоставленных особой экономической зоной "Алабуга", завершится, по-видимому, будет объявлено, что "проект не пошел". Но к тому времени несколько десятков тысяч грузовиков будут уже реализованы. Естественно, без "растаможивания". Следовательно, российский бюджет может недосчитаться сотен миллионов рублей таможенных платежей...

Хотелось бы ошибиться в своих предположениях.

Ирек МУРТАЗИН, эксперт Международного института

гуманитарно-политических исследований.

«Вечерняя Казань»  3.08.2007

http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt=03.08.2007&id=26368

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Азиатчина наползает?

    Казань – европейский город. Но и в Казани порой происходит откровенная азиатчина. 18 октября в кризисный шелтер «Мамин дом» в…

  • Язык Бастрыкина…

    Бастрыкину, похоже, язык - не друг. В паблик утекла аудизапись, на которой глава СКР отчитывает следователя Владислава Мегрелова. Бастрыкин…

  • Почему произошла утечка видеозаписей с пытками?

    Бывший арестант саратовской тюремной больницы по имени Сергей С., передавший правозащитникам более 40 гигабайт видеофайлов о пытках заключенных,…

promo irek_murtazin июль 28, 2014 17:01 353
Buy for 5 000 tokens
Амнистий больше не будет. Почему не будет, написал вот здесь... Но если кто считает, что его забанили по ошибке, или, он погорячился в пылу разговора, использовав мат, можно написать в мой резервный журнал murtazin2011, где я завел специальный пост… Если доводы покажутся мне вескими,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment